Страничка социального педагога

СажневаПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ ПРОГУЛОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Значительная часть времени учащегося проходит в школе — это место, где учебные нагрузки, взаимоотношения с другими детьми, учителями и администрацией школы могут вызывать стресс. Некоторые учащиеся справляются со сложными школьными ситуациями достаточно легко, другие же переживают их трудно, ищут поддержку со стороны. У некоторых учащихся сама мысль нахождения в школе вдали от дома и родителей уже вызывает сильное беспокойство. Для них, в особенности если им приходится сталкиваться с ситуациями, которые их пугают или с которыми, как им кажется, они не справятся, главным является поиск любых причин (оправданий) не посещения школы. Подобного рода уклонение от посещения школы, — которое иногда называют отказом от посещения школы или «боязнью посещения» школы, явление в настоящее время нередкое. Такие учащиеся могут раз  и навсегда отказаться ходить в школу. У многих учащихся проявляются симптомы, связанные с чувством тревожности и беспокойства, которые они не могут сознательно контролировать.

Причины пропусков учебных занятий могут быть связаны с внутришкольными проблемами. Для некоторых учащихся учебная нагрузка может усилить напряжение. К примеру, если у ребенка имеется склонность к проявлению чрезмерного ожидания от себя самого только успешной деятельности, боязнь неудачи может постепенно привести к подавляющему чувству страха. Некоторые учащиеся недостаточно социализированы, не умеют общаться со сверстниками и педагогами, справляться с конфликтными ситуациями и др.

Причины пропусков учебных занятий могут находиться вне сферы влияния школы. В ряде случаев, возможно, детям пришлось пережить потерю близкого человека, развод родителей, переезд в другой город, смену школы или класса и др. Пропуски учебных занятий учащимися могут быть связаны с переживаниями ребенка по причине его разлуки с родителями, с потерей чувства безопасности. У таких учащихся наблюдается неуверенность в себе, снижение социальной активности. Некоторые учащиеся, у которых имеются серьезные психосоматические заболевания, могут избегать школу, стремясь оставаться дома, который является для них безопасным местом.

 

Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся и их семей

Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, склонных к прогулам и пропускам занятий в школе и их семей направлена  на  устранение (ослабление) влияния факторов социального риска, которые  могут носить самый разнообразный характер и соответственно требовать различных форм педагогической, экономической, правовой и медико. социально-психологической помощи. Приоритетной задачей этой деятельности является раннее выявление детей и семей «группы риски», которая  начинается со сбора точной, достоверной, объективной информации о детях и их семьях. Для обеспечения своевременной и квалифицированной помощи разрабатываются индивидуальные программы сопровождения неблагополучной семьи и индивидуальные программы социальной и   психологической помощи обучающемуся.

Пропуски уроков способствуют возникновению у обучающихся  трудностей в освоении учебных дисциплин, последующего нежелания учиться а  также постепенному прекращению посещения государственной  образовательной организации.

Предупреждение (профилактика) непосещения учебных занятий и  пропусков учебных дней обучающимися без уважительных причин, реализуется  в рамках деятельности по их психолого-педагогическому сопровождению.

Целью этой деятельности является минимизация риском возникновения у обучающихся различных форм девиаций, бродяжничества, устранение  разнообразных психолого-педагогических причин непосещения  учебных занятий: напряженных отношений с одноклассниками, педагогами родителями; конфликтности и агрессивности обучающихся во взаимодействии  с окружающими, чувства одиночества и ненужности дома и в школе  и др

Основными исполнителями психолого-педагогического сопровождения обучающихся, не посещающих или систематически пропускающие по неуважительным причинам учебные занятия являются сотрудники образовательной  организации: классные руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи. Возглавляет это направление работы директор (заместитель директора по учебно-воспитательной работе) образовательной организации

Психолого-педагогическое сопровождение обучающих систематически  не посещающих учебные занятия в школе, включает ряд этапов.

1.      Этап сбора и систематизации информации об обучающемся  и его семье.

2.      Этап углубленного психолого-педагогического обследования личности  обучающегося.

3.      Этап подготовки и проведения школьного психолого-педагогического консилиума.

4 Этап реализации индивидуальной программы с обучающимися по устранению основных причин пропусков учебных занятий

На первом этапе работа осуществляется непосредственно классным руководителем  и социальным педагогом. По их запросу к работе подключается педагог-психолог, а по запросу администрации образовательной организации  (в случае необходимости) специалисты других служб и ведомств в области медицины, юриспруденции, социальной работы, государственного муниципального управления.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих прогулы и пропуски занятий в школе, ориентировано на лиц:

  • и имеющих несистематические (разовые) пропуски учебных занятий и прогулы учебных дней без уважительной причины (пропущено суммарно до 3 учебных дней за отчётный период (квартал);
  • имеющих систематические пропуски учебных занятий и прогулы учебных дней без уважительной причины (от 3 до 10 и более учебных дней за отчётный период (квартал);
  •  не посещающих (прекративших посещать) образовательное учреждение без уважительной причины.

Деятельность педагогического коллектива образовательной организации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в образовательных учреждениях, начинается со сбора количественных сведений о пропусках уроков (учебных дней) при отсутствии документов», дающих право на пропуск в течение от 1 до 3 дней, либо суммарно 15 20 часов учебных занятий. Ответственными лицами за данное •пиление деятельности являются классные руководители и социальные педагоги образовательного учреждения.

Технология контроля и выявления обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин учебные занятия в образовательном учреждении, включает:

1)                Ежедневное, по окончании первого урока, уточнение и предоставление  классными руководителями сведений о количественном составе обучающихся  вверенных им классов администрации образовательного учреждения

2)                Ежедневную, по окончании учебных занятий, проверку классными руководителями  посещаемости обучающихся всех уроков в течение дня и занесения данных в классный журнал, а также электронный журнал для родителей обучающихся.

3)                Выявление классным руководителем обучающихся, не явившихся на занятия и не предупредивших о причинах своего отсутствия, выяснение причин  их отсутствия на занятиях в течение учебного дня у родителей (законных представителей) обучающегося по телефону или электронной почте.

При выявлении обучающихся, пропустивших в течение 1 дня учебные занятия  без уважительной причины, классный руководитель ставит об этом в известность  социального педагога.

4)                Обобщение данных о пропуске учебных занятий по классу и подготовку  классным руководителем  для администрации  образовательного учреждения . Представление на поставку на учет  в образовательном учреждении на обучающегося, пропустившего учебные занятия в течение 3-х дней без уважительной причины.

5)                Принятие администрацией образовательного учреждения решения о рассмотрении факта прогулов (пропусков учебных занятий) в Совете по профилактике образовательного учреждения.

1 Этап сбора и систематизации информации об обучающемся и его семье (3 рабочих дня с момента принятия администрацией образовательного учреждения решения о рассмотрении факта прогулов (пропусков учебных занятий) в Совете по профилактике образовательного учреждения).

Содержание этапа включает:

□       сбор (уточнение) данных об обучающемся;

□       выяснение у родителей (законных представителей) причин пропусков (прогулов) учебных занятий;

□       изучение социально-бытовых условий проживания обучающегося и получение согласия родителей (законных представителей) на углубленное психолого-педагогическое обследование обучающегося.

В этот период:

□       классный руководитель получает информацию от родителей (законных представителей) о причинах пропусков занятий по телефону или электронной почте;

□       классный руководитель обобщает информацию об обучающемся, его семье и социальном окружении на основе изучения школьной документации (личного дела учащегося, классных журналов успеваемости, школьных медицинских документов), выявления мнений педагогов и других специалистов школы, родителей, одноклассников и представителей социального окружения;

□       классный руководитель и социальный педагог осуществляют

педагогическое наблюдение за обучающимся в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, дополнительных занятий и воспитательных мероприятий, проводятся встречи и собеседование с педагогами, его родителями (законными представителями), организуется посещение семьи;

□       педагог-психолог образовательного учреждения уточняет данные о состоянии здоровья обучаемого; проводит с ним беседу, в ходе которой получает непосредственное объяснение причин пропусков занятий и прогулов.

На этапе сбора и систематизации информации об обучающемся и его семье применяются различные технологии работы с семьей, которые осуществляют классный руководитель, социальный педагог и, при необходимости, педагог-психолог. Координация и руководство деятельностью на данном этапе работы осуществляется представителем администрации образовательного учреждения.

Вариант 1. В случае если контакт с семьей имеется (возможен), социальный педагог (совместно с классным руководителем) образовательно учреждения:

  • посещают семью с целью изучения жилищно-бытовых условий проживания обучающегося и морально-психологического климата в семье:
  • и устанавливают доверительные отношения с родителями;
  • выявляют степень мотивированности родителей к получению образования ребенком;
  • проводят организационно-разъяснительную работу с родителями (законными представителями) с целью повышения их ответственности за воспитание ребёнка;
  •  собирают социальный анамнез семьи, изучают сеть социальных контактов;
  • получают информацию в письменной форме от родителей (законных представителей) о причинах пропусков занятий;
  • получают согласие на углубленное психолого-педагогическое

обследование ребенка;

  • разрабатывает согласованный план взаимодействия семьи и школы по профилактике школьных прогулов ребёнка.

Вариант 2 В случав, если контакт с семьей невозможен, социальный педагог (совместно  с классным руководителем) по согласованию с администрацией образовательного  учреждения:

  • и получают необходимую информацию от специалистов органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, местного органа прокуратуры о местонахождении семьи ребенка, длительно не посещающего школу (по месту прописки родителей, родственников, и др.);
  • получают информацию об обучаемом и его семье через его близкий круг общения (одноклассники, друзья, соседи);
  • организуют взаимодействие с государственными службами (органами опеки и попечительства, органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, труда и занятости) и ППМС центрами по месту жительства обучающегося, длительно не посещающего школу.

Вариант 3. В случае если контакт осложнен различными фактора- и, в связи с положением семьи, находящейся в социально-опасном положении, администрация образовательного учреждения:

  • принимает решение о постановке семьи на учет в образовательном учреждении;
  • организует взаимодействие образовательного учреждения со службами социальной защиты населения по вопросам социального обеспечения семьи обучающегося.

По итогам первого этапа в Совет профилактики направляется:

  • представление на постановку обучающегося на учет в образовательном учреждении;\
  • предоставление на поставку семьи на учет в образовательном учреждении (в случае необходимости).

2.      Этап углубленного психолого-педагогического обследования личности обучающегося (3 рабочих дня).

Содержание этапа включает:

□       углубленную психологическую диагностику на основе комплекса стандартизированных психологических методик;

□       диагностику уровня сформированности универсальных учебных навыков обучающегося по методу дидактических срезов.

После принятия решения Советом по профилактике о постановке обучающегося на учет проводится углубленное психолого-педагогическое обследование. Результаты обследования заносятся в «Бланк результатов индивидуального психолого-педагогического обследования обучающегося» (см. Таблица 1).

1)                  Для выявления проблем в обучении на основе тестирования

проводится диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков учащегося по методу дидактических срезов, отражаемая в журнале его успеваемости.

2)      Для выявления «зон психологического дискомфорта» обучающегося в школе (классе) организуется наблюдение, проводится исследовательская беседа с учеником, психологическое тестирование (Тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки; методика диагностики школьной тревожности П. Филлипса; методика В.В. Столина «Взрослый-Родитель-Ребенок»),

3)      Для выявления характера межличностных отношений и социального статуса обучаемого в коллективе сверстников проводится социометрическая методика (Я. Морено).

4)      Для диагностики уровня сформированности коммуникативных умений и навыков обучающегося проводится методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

5)      Для выявления особенностей внутрисемейных отношений и проведения стимулирующей психодиагностики личности обучающегося, длительно не посещающего школу рекомендуется использовать проективные методики (метод незаконченных предложений, методики «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи»).

Таблица 1.

«Бланк результатов индивидуального психолого-педагогического обследования обучающегося»

ФИО __________________________________________________

Класс           ________________________________

Возраст ______________________________

Методы и методики Результаты Кто проводит
Уровень сформированности универсальных учебных навыков по методу дидактических срезов Классный руководитель, педагоги-предметники
Беседа Педагог-психолог
Тест тревожности Р.Теммпла, В.Амена, М.Дорки Педагог-психолог
Методика диагностики школьной тревожности П.Филлипса Педагог-психолог
Методика В.В.Столина «Взрослый. Родитель. Ребёнок» (ВРР) Педагог-психолог
Проективная методика «Рисунок семьи» Педагог-психолог
Проективная  методика «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ) Педагог-психолог
Методика «Социометрия» Педагог-психолог
Диагностика межличностных отношений (ДМО) Т.Лири Педагог-психолог

 

По результатам работы на втором этапе подготавливается и представляется в Совет по профилактике психолого-педагогическая характеристика обучающегося, в которой отражаются:

  • особенности физического и психического развития обучающегося;
  • социальные и психолого-педагогические угрозы развитию и социализации обучающегося;
  • анализ имеющихся ситуативных обращений к учителям, педагогу- психологу, представителям администрации;
  •  данные о семье и материально-бытовых условиях проживания ребёнка;
  •  ресурсы позитивного влияния на обучающегося со стороны семьи и представителей ближайшего социального окружения.

В случае невозможности углубленного психологического обследования (продолжения отсутствия  обучающегося в школе) классный руководитель  и педагог-психолог предоставляют  психолого-психологическую характеристику на основе собранных ранее данных.

2. Этап подготовки и проведения школьного психолого-педагогического Консилиума (в течение 2 дней после предоставления психолого-педагогической  характеристики обучающегося).

Содержание работы на этапе включает:

  • обсуждение первичной информации и результатов углубленного обследования индивидуально по каждому обучающемуся;
  • выявление причинно-следственных связей между событиями, которые привели к пропуску занятий и определение путей их устранения;
  •  разработку индивидуальной программы работы с обучающимся, имеющим систематические пропуски учебных занятий и прогулы учебных дней без уважительной причины.

В период подготовки психолого-педагогического консилиума выявляются основные и дополнительные причины пропусков учебных занятий o6vчающимся, необходимые для дальнейшего распределения ответственности между сотрудниками образовательного учреждения.

По итогам обсуждения специалистами информация, в целях ее систематизации, заносится в бланк «Обобщённые группы причин пропусков учебных занятий и прогулов учебных дней без уважительных причин обучающимся», в котором содержатся причины медицинского, социального, семейного, педагогического и психологического характера (см. Таблица 2).

Таблица 2.

Бланк обобщённых групп причин пропусков учебных занятий и прогулов учебных дней без уважительных причин обучающегося

ФИО ________________________________________________

Класс         ___________________________

Возраст _________________________

Причины Характеристика теку-щей жизненной ситуации обучающегося
1. Медицинские причины:
1.1. Часто и длительно болеет (имеет соматические заболевания)
1.2. Имеет психические расстройства
1.3. Наблюдаются приходящие психосоматические ре-акции
1.4. Имеет различные формы зависимости
1.5. Иное
2. Социальные причины (негативное влияние социума):
2.1. Вовлечен в деятельность объединений и групп

антиобщественной направленности 2.2. Вовлечен в деятельность сект и организаций, носящих деструктивный характер 2.3. Склонен к бродяжничеству 2.4. Имеет низкий социальный статус в классе. 2.5. Является жертвой ксенофобии 2.6. Иное 3. Семейные причины: 3.1. Живет в асоциальной семье 3.2. Живет в малообеспеченной семье 3.3. Живет в семье мигрантов (проблемы адаптации) 3.4. Живет в семье с низкой педагогической культурой. 3.5. Перешел в новую школу, класс, сменили место жительства (проблемы адаптации) 3.6. Подвергается различным видам насилия в семье. 3.7. Иное 4. Педагогические причины: 4.1. Имеет стойкую неуспеваемость по одному или более учебным предметам 4.2. Имеет повторяющиеся (2 раза и более) нарушения в поведении (Устава школы и Правил внутреннего распорядка ОУ) 4.3. Является жертвой различного вида насилия в ОУ 4.4. Имеет низкую мотивацию к учёбе 4.5. Участник ситуативного или затяжного конфликта в ОУ (на уровнях взаимодействия «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик-класс») 4.6. Иное 5. Психологические причины: 5.1. Имеет неадекватную самооценку 5.2. Имеет повышенную тревожность 5.3.Имеет неустойчивый психоэмоциональный фон 5.4. Не сформированы эмоционально-волевые качества 5.5. Имеются деформации ценностно-смысловой сферы 5.6. Имеются трудности в адаптации к условиям обучения в образовательном учреждении 5.7. Иное

По итогам третьего этапа, на основе выявления причин в образовательном учреждении должна быть разработана индивидуальная программа работы  с обучающимся, имеющим систематические пропуски учебных занятий  и прогулы учебных дней без уважительной причины. В программе отражаются  методы и формы работы по устранению причин прогулов и пропусков учебных занятий обучающимся. Программа должна опираться на достижения  обучающегося, выявленные ситуации успеха в учебно-воспитательном  процессе, и разрабатываться на основе индивидуально- дифференцированного  подхода к нему со стороны педагогов. В деятельность включаются  все субъекты образовательного процесса.

4.      Этап реализации индивидуальной программы работы с обучающимся по устранению основных причин пропусков учебных занятий.

Эффективность реализации индивидуальной программы работы с обучающимся по устранению основных причин пропусков учебных занятий зависит от взаимодействия администрации и других работников образовательного учреждения, как с обучаемым, так и с его родителями (законными представителями).

Содержание работы на этом этапе предполагает:

□       работу с обучающимся;

□       работу с семьей.

Работа с обучающимся включает:

  • контроль за поведением обучающегося в школе и вне школы;
  • наблюдение за внешним видом обучающегося вначале и в течение учебного дня (неряшливый внешний вид, настороженность, агрессивность плаксивость, признаки неадекватного поведения, синяки и кровоподтеки и т.д.).
  • организация консультаций с обучающимся для ликвидации пробелов в знаниях;
  •  проведение психолого-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (не успешности) в учебной деятельности  (малые педсоветы, консилиумы и т.п.);
  • проведение индивидуальных психологических консультаций, тренингов личностного роста и других форм психологической адаптационной работы с учетом результатов углубленного психолого- педагогического обследования и индивидуальных особенности обучающегося;
  • включение обучающегося в социально-значимую общественную  внеурочную деятельность;
  • вовлечение обучающегося в школьные кружки, студии, спортивные  секции по интересам.

Работа с семьей включает:

  • оптимизацию взаимоотношений «ребенок-семья-учитель» (посещение семьи на дому); проведение разъяснительной работы в семье  по возвращению обучающегося в школу; организации социального патроната семьи и подростка; организация мероприятии по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи, организация психолого-педагогического просвещения родителей);
  • оказание медицинской, социальной и психологической помощи по проблемам адаптации обучающегося к школе и его неуспешности в обучении, организации занятости в летний период, по вопросам самоопределения и выбора жизненного пути;
  • проведение родительских собраний по профилактике асоциального  поведения, зависимостей (алкоголизма, наркомании, табакокурения, использования ненормативной лексики и т.д.); культуре поведения, здоровому образу жизни;
  • проведение социально-психологических тренингов по развитию коммуникативных и поведенческих навыков, навыков ненасильственного, неконфликтного и толерантного поведения;
  • индивидуально-психологическое консультирование по вопросам взаимодействия семьи и школы (по запросу родителей);
  •  привлечение семейного психолога для проведении консультаций  (по запросу родителей).

Основным критерием успешности работы на четвертом этапе является  снижение (либо полное отсутствие) пропусков занятий (прогулов)

В случае отсутствия положительной динамики (обучающийся продолжает  пропускать учебные занятия и не посещает школу) привлекаются  специалисты  других ведомств (ОВД, КДН и ЗП, медико-психологических служб  по запросу администрации образовательного учреждения (см Таблица 3)

Таблица 3.

Взаимодействие со специалистами других ведомств

Учреждения Содержание работы
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) 1.      Консультации в вопросах перевода, отчисления, организации занятости обучающихся «группы риска».

2.      Организация практической помощи подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

3.      Рассмотрение спорных вопросов по привлечению родителей к ответственности за ненадлежащее воспитание и обучениеПодразделение по делам

несовершеннолетних (ПДН УВД)1.      Контроль обучающихся и их родителей, состоящих на учете в службе ПДН УВД.

2.      Организация совместных рейдов и профилактических бесед с учащимися «группы риска».

3.      Подготовка материала на КДН ЗП в отношении

несовершеннолетних, совершивших преступления и правонарушения, в том числе в закрытые учебные заведения, а также родителей (материалы по лишению родительских прав)Совет  ветеранов1.      Участие в мероприятиях школы в вопросах патриотического воспитания, патронажа ветеранов.

2.      Помощь в создании музея школыЖЭКи1. Контроль жилья, закрепленного за несовершеннолетними.

2. Помощь в подготовке документов (по запросу)Управление социальной защиты населения1 Оказание адресной социальной помощи малообеспеченным семьям (в виде продуктовых наборов, одежды и обуви, материально-денежной), в т.ч. возможная адресная оплата питания обучаемого в школе.

2. Предоставление льготных путевок в оздоровительные загородные лагеря детские санатории.

3 Консультации о формах и видах социальной поддержки детям и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуацииУчреждения дополнительного образования1 Организация мероприятий для обучающихся в канику-лярное время.

2.      Организация мероприятий по реализации дополнительного образования среди обучающихся школ района.

3.      Помощь в проведении совместных праздников и кон-курсов в школеПодростковые клубы  по месту

жительства, культур- досуговые

учреждения района1.      Организация мероприятий для обучающихся в каникулярное время.

2.      Организация мероприятий по реализации дополнительного образования среди обучающихся района.

3.      Помощь в проведении совместных праздников и конкурсов в школе.Поликлиники, центры медицинской профилактики, наркологический кабинет1.Реализация  оздоровительных программ среди обучающихся района.

2.Оказание необходимой  профилактической медикаментозно-лечебной, оздоровительной помощи.

3.Консультации по вопросам лечения и профилактики заболеваний.

4.Организация бесед, недели ЗОЖ.

5.Сверка данных, состоящих на учете детей участка в рамках переписки детского населения и выявления неблагополучных семей.

6.Адресная помощь детям,  попавшим в трудную жизненную ситуацию.Отдел опеки и попечительства (УСЗН района)1.Организация работы по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

2.Организация консультаций по устройству несовершеннолетних в госучреждениях.

3.Выявление детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

4.Координация работы общественных инспекторов школ.Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК)1.Организация консультаций по определению формы обучения детей.

2.Организация лечебно-профилактической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.Психолого- педагогический медико-социальный Центр (ППМСЦ)1.Оказание психологической помощи и проведение консультаций.

2.Организация методических семинаров по вопросам оказания психолого-социальной помощи и поддержки детям.Центр занятости населения1.Помощь в организации трудоустройства подростков, нуждающихся в поддержке.

2.Реализация городских программ временной занятости  несовершеннолетних.

3.Консультации в вопросах трудоустройства, рынка труда

Организация такого комплексного психолого-педагогического сопровождения, а также воздействие органов власти на обучающихся и их родителей (законных представителей), должна привести к ослаблению (устранению) влияния негативных факторов, увеличивающих риски пропусков учебных занятий без уважительных причин и вернуть ребёнка в школу.

Памятка родителю ребёнка, имеющего прогулы учебных занятий в школе

1.      Обсудите вместе с ребенком причины, по которым он не хочет ходить в школу. Рассмотрите и определите все возможные причины. Проявите сопереживание, поддержку и понимание проблем ребенка. Постарайтесь решить все стрессовые ситуации, которые вы вместе определили как причину беспокойства ребенка.

2.      Дайте ребенку понять, что вы понимаете причину его тревоги, но все же настаиваете на его немедленном возвращении в школу. Чем дольше ребенок будет оставаться дома, тем сложнее ему будет вернуться в школу. Дайте ему понять, что посещение школы является обязательным для всех детей согласно законам страны. Вы должны решительно настаивать на воз- вращении ребенка в школу, не обращая внимания на отговорки и возможные манипуляции со стороны ребенка.

3.      Обсудите уклонение от посещения школы вашего ребенка с         работниками школы, включая классного руководителя, психолога, учителей, администраторов школы. Поделитесь вашими планами относительно возвращения ребенка и школу и заручитесь их поддержкой и помощью.

4.      Возьмите за правило быть предельно решительным утром, когда ребёнок отправляется в школу и жалуется  на своё самочувствие. Старайтесь свести к минимуму обсуждение этой темы. Как только ребёнок начнёт постоянно ходить в школу, его физические симптомы, вероятно, перестанут проявляться

5.     Если тревоги вашего ребенка слишком сильные, ему может быть лучше возвращаться в школу постепенно. Например, он может пойти в школу на полдня или только на свой любимый урок или несколько уроков. Согласуйте свои предложения с администрацией школы.

6.      Попросите работников школы, в первую очередь, — классного      руководителя, педагога-психолога, помочь вам, пока ребенок находится в школе.

7.      Если причиной беспокойства ребенка является такая проблема, как оскорбления и унижения со стороны одноклассников или несправедливое  отношение учителей, обсудите эти проблемы с работниками школы. Классный руководитель, педагог-психолог или администрация школы должны будут разрешить конфликтные ситуации.

8.      Помогите ребенку стать более уверенным, всячески поддерживая его успешность в учебной и внеурочной деятельности.

Положение об организации питания учащихся
Профориентационный тренинг
Как не допустить cуицид у подростка — памятка для родителей